Морская рыбалка в северной Норвегии (Директор)
Cроки: 04-11 июня 2010г Состав: 6 человек
Транспорт: 2 автомашины Цель: Морская рыбалка во фьордах
Маршрут туда:
Москва-Санкт Петербург-погранпункт Брусничное-Оулу(Финляндия)-Хавнес(Норвегия) (~ 2400 км)
Маршрут обратно:
Полный фотоотчет в 6-ти частях здесь (берегите трафик )
Как все начиналось
Читая о рыбалке в Норвегии в рыболовных журналах и интернете, очень хотелось посмотреть на эту красоту своими глазами, а заодно половить и отведать настоящей норвежской трески.
Узнав, что ребята с Фишбенда собрались ехать в ту же сторону, хотел присоединиться и запросил хозяина их коттеджа, но мест уже не оказалось, поэтому забронировал другой рорбу (коттедж) на базе Havnnes Handelssted на севере страны.
Коттедж на острове с 4 мя спальнями, гостинной, кухней и санузлом, связанный паромным сообщением с Большой землей, и две 6 метровые лодки с моторами 50 сил ждали нас для рыбалки в Норвегии в течение недели в начале июня 2010 г.
Наметив маршрут проезда(спасибо Вадимычу), порылся в инете и ввел координаты торговых центров в Финляндии, конечные и промежуточные точки в навигатор с закаченными картами Европы(спасибо Велходу), был готов отправиться в путешествие.
Оплата Норвегам, получение подтверждения, мед.страховка, подача документов в посольство и получение виз, необходимые действия для поездки, были сделаны вовремя.
Решили ехать на 2-х автомобилях. Машины вместительные, боксы на крышу посчитали лишними. Закупили пилькеры, удилища, катушки, костюмы-поплавки, в общем подготовились. Потратили время на получение международных прав на автомобиль(перевод установленного образца водительского удостоверения на несколько языков), купили гринкарту(страховку) на автомоили на время пребывания за границей.
Температура воздуха ожидалась от 2 до 16 градусов цельсия, белые ночи, с практически, незаходящем солнцем. Дождь и снег тоже вероятны в июне. Температура воды около 5 градусов.
Дорога туда
Изначально планировали ехать с 2 ночевками: первая – недалеко от финской границы в России, вторая в г.Оулу в Финляндии. Но подъехав к первому месту ночевки, решили пересечь границу ночью, чтобы терять меньше времени.
На погранпункте Брусничное мы были около часа ночи и наши машины были первыми… Заполнив таможенную декларацию, пересекаем границу, заходим в круглосуточный магазин дюти фри, пересекаем финский контроль. Все, мы в шенгенской зоне.
Силы есть, решаем ехать до Оулу без ночевки (1500 км от Москвы). Ограничение скорости вне населенных пунктов в Финляндии 80 км/ч, в городе 50. Периодически встречаются предупреждающие плакаты о радарах скорости, как правило, за несколько сот метров до камеры. Есть радары с большим табло, где можно увидеть свою скорость.
По дороге заправляемся и перекусываем на заправочной станции. Слева от трассы видна река, а за ней уже Швеция. Машин мало, все едут, соблюдая скоростной режим. Расход топлива при таком режиме движения оптимален, а средняя скорость довольно высока, т.к. совсем нет пробок.
Видим магазин сувениров и решаем остановиться. Большой выбор, почему-то, норвежских свитеров, другой одежды, тарелок, кружек и т.п. Покупаем подарки для домашних и кое что для рыбалки.
До Оулу добираемся без приключений. На подъезде к городу, заезжаем в заранее намеченные в навигаторе торговые центры и затовариваемся продуктами и спиртным(кстати, по приятным ценам). Ищу в навигаторе гостиницу в центре города и едем к ней. Сокос 4* стоит около120 евро с завтраком за двухместный номер. Гостиница с подземной парковкой. Одна из машин проходит в 2 см от потолка гаража, на столько низкие перекрытия. По 50 г за приезд и гулять по городу!
Рано утром после завтрака трогаемся в путь!
Через несколько сот км видим горы и водоем с нерастаявшим льдом, коттеджный поселок на берегу(тот самый, куда приезжают наши соотечественники и не только на неделю-две) и проезжая немного дальше, рыболовный магазин! Его расположение в GPS координатах на карте Гугл и фото можно увидеть здесь. Заходим. Товары для морской рыбалки! Все необходимое! Можно было ничего не покупать в России, здесь все было по хорошим ценам. Покупаем тяжелые снасточки-джигголовки для мертвой рыбки до килограмма и другие снасти.
До границы с Норвегией совсем немного, а вот и она. Только таблички с названием стран, никаких пограничных препонов на дороге нет. По границе, вдоль территорий стран, все -таки идет колючая проволока, оставшаяся, скорее всего, со старых времен. Фотографируемся на помять. Через пару километров таможенный пункт со знаком обязательной остановки. Останавливаемся, выходит таможенник из домика, спрашивает на английском куда едем, есть ли что нибудь для декларирования, и сколько везем спиртого, просит открыть багажники.
Говорю, что норму не превышаем, просит показать подтверждение-ваучер и спиртное, но видя, наше количество вещей в машине, решает нас отпустить.
До места осталось около 200 км. Рискуем не успеть на последний паром на остров, где располагается наша база, расписание заранее известно. Прибавляем в скорости.
И вот мы на паромной переправе. Звоню хозяйке Хеге, говорю, что мы приехали, она говорит все Ок, ждет. Небольшой паром вмещает около 8 машин. Отходит точно по расписанию. Переезжаем на остров( 2 км). На пароме подходит служащий и просит плату за проезд, кредитные карты не принимает, кроны мы не успели поменять, банки были уже закрыты, а евро не берет, что делать? Нет проблем, на обратном пути заплатите, говорит он.
Нос парома открывается, как забрало на шлеме у рыцаря и мы выезжаем на берег. Хеге ждет нас.
Теплый и радушный прием на Базе Havnnes , в офисе-магазине заполняем анкеты, получаем ключи, покупаем кое-что из продуктов, замечаем, что пилькеры и самое необходимое для рыбалки здесь тоже можно купить.
Лодки
Показав лодки, Хеге проинструктировала нас по обращению с ними и с картплоттерами, установленными на рубке управления. Очень удобно иметь информацию о координатах лова на карте и одновременно глубине под нами. Были выданы, так называемые, тревожные кнопки-GPS трекеры в герметичных коробках. В экстренном случае,при нажатии на кнопку, Хеге получает смс сообщение на свой мобильный с нашими GPS координатами и выезжает на точку… Мобильная связь работает везде устойчиво, даже в открытом море на приличном удалении от берега, т.к. вышки расположены на пиках вершин окружающих гор. Лодки из АМГ, длинной около 6 метров с рубкой управления посередине с проходами с каждой стороны и 4 -тактным мотором в 50 сил, оказались очень удобными и практичными. Сначала мы с Велходом не могли найти блоки плавучести для поддержания лодок на плаву в случае аварийной ситуации, но, посмотрев внимательно под ноги, увидели их там: между V- образным днищем лодки и плоским дном, по которому мы ходили. Рыбачить с такой лодки можно было даже вчетвером.
Затем проехали в наш коттедж.
Быт
Все довольно просто, но функционально. 4 спальни, гостинная, полностью оборудованная кухня (микроволновка, холодильник, посудомойка, стиральная машина, все необходимые принадлежности), раздельный санузел, большой телевизор и небольшой камин. Немного позднее хозяйка организовала нам неограниченный доступ в интернет по wi fi. Машины запаркованы у входа, до причала около 300м. Хозяйка Хеге делает особый акцент на сортировку мусора (три разных пакета для разного типа мусора). Готовим сами. Продукты, закупленные в Оулу и взятые из дома раскладываем по полкам. Спиртное в Норвегии продается только в специальных магазинах и в ограниченное время. Закупленное спиртное в Оулу по очень терпимым ценам расставляем в холодильнике.
Терминатор быстро организует ужин (мы на подмоге). На часах около 9 вечера, на улице светло и понимаем, что так будет до самого утра. Решаем ехать на рыбалку.
В последствии, пойманная зубатка и треска оказались очень вкусными, питались в основном рыбой в разных видах.
Для разделки рыбы на базе есть отдельное помещение, специально для этого предназначенное: длинные разделочные столы, горячая, холодная вода, в т.ч. в шланге с наконечником, хорошее освещение, посредине комнаты сток с щелями с уклоном для смыва остатков от разделки, если они попали на пол. В комнате поддерживается идеальная чистота. Есть машина для вакуумной упаковки филе в специальные пакеты. Огромная морозилка, вмещающая электрокар-подъемник с температурой -25 градусов.
Для транспортировки замороженного филе домой, можно купить пенопластовые ящики на базе. За 3 дня обратной дороги рыба, практически не разморозилась.
Рыбалка
Карта прилегающей акватории (от базы с удалением до 40 км) выдается в ламинированном виде, на ней отмечены наиболее уловистые места с видами рыб и глубинами.
Основные снасти: удилище, тестом до 600 г, длинной до 2100 м, надежная мультипликаторная катушка со шнуром, размоткой минимально 250 м, диаметром 0,22-0,24 и щетчиком и пилькеры различных расцветок, весом до 700 г. Самый ходовой был стального цвета 400 г. Глубины ловли до 200 м. Можно использовать дополнительные оснастки с крючками и кембриками, которые монтруются выше пилькера. Но я заметил, что при такой оснастке, рыба клюет мельче. Щетчик на катушке позволяет контролировать глубину отпуска, а самое главное количество оставшихся метров шнура при вываживании крупной рыбы, так как это позволяет правильно распределить силы.
Когда у Мойши(ник в инете) клюнул палтус на 34 кг и он его вываживал, на него было трудно смотреть из-за огромных услий, прилагаемых им для вываживания рыбины, а человек он тренированный, спортивный. Катушка, удилище, шнур и силы Мойши позволяли форсировать события, в итоге процесс занял около 15 минут. Глубина 40 м. Кстати, клюнул палтус на джигголовку 200 г и твистер длинной 30 см ярко оранжевого цвета.
Значительный вес пилькера нужен для того, чтобы компенсировать отклонение шнура от вертикали, вызванного дрейфом лодки от ветра и парусностью шнура.
Основной способ ловли периодичекое поднимание и опускание удилища с постоянным контролем дна. Как только не чувствуем дна, отпускаем шнур с катушки до ослабления его натяжения.
Зубатка и палтус уважают рыбку на снасточке. Мы использовали снасточки, купленные в Финляндии в рыболовном магазине недалеко от границы с Норвегией, насаживая на нее небольшую треску до 1 кг.. Терминатор использовал самодельную снасточку для ловли этих рыб. Вес его трофейной зубатки составил 10 кг.
Удаление от базы достигало до 30 км и больше, было иногда жутковато, когда подходили к открытому морю. Ходили в дальние поездки только двумя лодками.
Максимальные трофеи нашей рыбалки:
Зубатка 10 кг, треска 18 кг, палтус 34 кг. Попадались и другие рыбки: менек, пикша, морской окунь.
Одежда
Самая удобная одежда для такой рыбалки в холодное время- это костюмы-поплавок: непромокаемые, теплые, яркие, безопасные и удобные, т.к. температура даже в июне была от +2 градусов до +14-16 гр. Иногда шел снег. Термобелье и флисовые поддевки тоже не помешают. Неопреновые перчатки на руки спасут от непогоды. Хорошо иметь с собой специальные трусы, одевающиеся поверх комбеза или просто пенку под зад на резинке для большего комфорта в лодке
Сапоги использовали с войлочным утеплителем для ног.
Описывать красоту Норвежских фьордов словами – бесполезная вещь, надо все смотреть своими глазами. Отвесные скалы, уходящие глубоко в воду, вершины которых в снежных шапках, ручьи струящиеся вниз, иногда, отвесно падающие, разноцветные валуны на берегу на фоне лазурной воды, незаходящее солнце (когда нет облаков), рисующее незабываемые картины природы, абсолютное безмолвие крайнего севера, когда ты на удалении от базы до 30 км в сторону моря, снег, идущий в июне, все это переполняет эмоциями и хочется туда обязательно вернуться
Экскурсии
В один из дней поехали в Тромсе, это около 200 км от нашей базы. На машине 3 часа. День выдался солнечный. Навигатор очень выручает нас и на этот раз. Город с аэропортом и населением 65000 человек, имеет морской порт.
Поднялись по канатной дороге на вершину горы. Построена очень давно, но все функционирует безотказно. В кабине было много иностранцев. Сверху город смотрится очень красиво. Посетили известную пешеходную улицу: магазины, сувениры, цветы. Заехали в магазин Туле, выгодно купили бокс на машину.
В рыболовном магазине пополнили запас снастей по-мелочи. Костюмы-поплавки стоили от 200 евро и дороже.
Дорога домой
Обратно решили ехать через Швецию(Стокгольм)- Хельсинки западнее Ботнического залива, чтобы посмотреть новые места и прокатиться на пароме Стокгольм-Хельсинки. Много слышали об этом переезде, представилась возможность посмотреть все своими глазами. При выезде из Норвегии таможенник поинтересовался сколько у нас с собой рыбы, я сказал, что не более 20 кг на человека (филе естественно). В настоящее время можно вывозить из Норвегии не более 15 кг рыбы или филе на человека. Спросив его, в свою очередь, где можно получить такс фри за товары, купленные в Норвегии, он назвал городок в Финляндии на удалении примерно 150 км от таможни. Нам было, почти по пути. Доехав до магазина, где и был получен возврат ндс, и куплены очередные сувениры, поворачиваем в сторону Швеции. В итоге от базы до Стокгольма доехали без остановок для ночевки (около 1700 км). По дороге олени давали понять, кто здесь хозяин, неспешно прогуливаясь по шоссе вдоль и поперек. В связи с этим стало понятно, для чего у многих финов и шведов установлены дополнительные мощные фары дальнего света. Пересекали много красивых рек. Дорога шла вдоль Ботнического залива, населенных пунктов, практически, не было.
Позвонив в Москву, выясняю адрес терминала Силья Лайн и расписание паромов. Ввожу адрес в навигатор. Въезжаем в Стокгольм, время до отправления парома около 3 часов, понимаем, что надо торопиться.
Находим терминал, берем билеты в каюты с окном, при этом кассир выясняет высоту наших машин: одна из них была с боксом на крыше и в итоге была запаркована на палубе с грузовиками. За 6 человек и 2 автомобиля мы заплатили 525 евро.
Провожаем взглядом фуры, исчезающие в чреве теплохода, ждем своей очереди. Мотоциклисты, велосипедисты, все ждут команды служащего, затем заезжают в трюм. Теперь дают знак и нам. Расстояние на парковке между машинами 5-10 см.
Ищем каюту, бродя по сложным закоулкам теплохода. Проходя через центральный холл теплохода, удивился его высоте. Примерно 10 этажный дом мог бы влезть во внутрь. Здесь расположены основные рестораны и магазины. Много кают имеют вид из окна именно в это холл.
Каюты со всеми удобствами, с окном, но очень компактные! На борту работают магазины дюти фри, народ отоваривается во всю! Мы тоже немного закупились.
Сходили на ужин. С парой бокалов сухого вина ужин обошелся около 30 евро на человека. Пришли в каюту, добавили по 100 г более серьезного напитка за приезд и пошли осматривать теплоход. Народ веселый, сразу видно отдыхать пришли. На открытой палубе тепло: горячий воздух откуда-то из машинного отделения накрывал ее целиком теплым одеялом, а на улице около + 8 градусов всего! Посмотрели в баре футбол, выпили по паре коктейлей, пошли спать…
Утром стучится матрос и говорит, что пора на выход: оказывается время перевели на час вперед и мы спешно собираясь, двинулись вниз к машинам.
Хельсинки встретил хмурым дождливым утром. Как раз был день города, на улицах, несмотря на дождливую погоду много народа. Из машины выходить не хотелось, решили ехать до ближайшего кафе за территорией города, и там перекусить, т.к. на пароме не успели позавтракать.
Такое кафе нашлось недалеко от российской границы, поев в нем (шведский стол за 10 евро) едем дальше. Границу прошли быстро, получили такс фри за покупки в Финляндии (в том магазине, где получали ндс за покупки в Норвегии, закупились дополнительно).
После чистой и аккуратной Финляндии, как только пересекли границу, въехали, мягко говоря, не в очень чистую Россию. Мусор, почему-то кучами лежал вдоль дороги, стало грустно.
Далее дорога Питер – Москва прошла без приключений .
Финансы
Стоимость поездки, учитывая бензин на наших, почти, 5 литровых машинах, проживанием, арендой 6-ти метровых лодок и 50 сильных 4-т моторов и бензина к ним, едой, спиртным, не считая парома, составила около 1000 евро на человека.
Июнь 2010
Директор, Москва
Полный фотоотчет в 6-ти частях здесь (берегите трафик )
Официальный туристический портал Норвегии
Класс! Тоже хотел в прошлом году с Фишбандой, но опоздал,команда у них уже была укомплектована. А мечта осталась.
С уважением, Николай.
Спасибо, там действительно здорово. В апреле собираемся снова, но хозяйка медлит с ответом…
Ну вот теперь все стало понятно!:)спасибо за отчет, оч наглядно.
может и я когда нибудь доберусь туда.
а как с прозрачностью воды в июне (подводная охота )?
RIBAK
Спасибо за отзыв, собирайся, апрель уже скоро!
mikle
Вода прозрачная, морские звезды на глубине 5-6 м в солнечную погоду хорошо были видны на дне, если оно светлое. На этом фото глубина около 5 метров: http://ignat94.narod.ru/5134.jpg
У пирса постоянно плавали рыбки около кила стаями, их можно было наловить много. Мелкая треска тоже ловилась с причала.
Температура воды около +5 градусов… Прохладно. Самая теплая вода в августе достигает 14-15 градусов, дети купаются в это время, говорила хозяйка.
просто класс! да, ехать надо, есть ли возможность удилища и костюмы не покупать, а взять там на прокат? как бы из экономии.
Супер статья! Ждем с нетерпением новой поездки в апреле!!!
Рубен
Спасибо.
Как правило, можно, но надо уточнять при бронировании.
Велход Николай:
Спасибо
Очень интересная статья. Много информации.
Внимательно прочитал. Хорошие фотографии, все подробно описано…
Я сам 3,5 года прожил в Тромсе, конечно часто ловил рыбу.
Причем я ловил рыбу как с берега, так и с катера, даже ловил во фьерде со льда.
Самую крупную треску больше 25 кг я поймал в Рамфьерде со льда
\пилькер 120 гр, глубина около 50 метров\, примерно 35 км от Тромсе,
20 марта 2011 г.
Одну серую зубатку на 12 кг я поймал летом с берега в Хелле \примерно 30 км от Тромсе\, пилькер 25 гр.
Другую серую зубатку тоже на 12 кг я поймал с моторной лодки в начале
октября на глубине 80 метров \пилькер – 300 гр\.
Самая крупная пикша – больше 4 кг, с моторной лодки, глубина больше 60
метров, пилькер – 250 гр.
С крупной сайдой не очень повезло, крупнее 3 кг не ловилась!
Специально палтусов не ловил, при ловле трески несколько раз
попадались небольшие…
Морские окуни обычно попадались некрупные, не больше 2-х килограмм,
обычно от 0,5 кг до 1,5 кг. Глубина ловли от 40 (иногда), а обычно от
60 метров до 90 метров на подводных возвышенностях \камнях\.
Меньки обычно попадались примерно с 50 метров и глубже… От 1,5 кг до 8 кг.
На лодочную рыбалку я обычно брал 2 комплекта:
тяжелая снасть – спиннинг Шимано Бистмастер 30-50 либров \4 -частник\,
мультипликаторная катушка Шимано Ториум 30, плетеная леска – Дайва 50
либров \300 метров\, да и то пилькерами крупнее 500 гр обычно не
ловил, хотя были и на 700 гр.
Более легкая снасть – недорогой спиннинг + мультипликаторная катушка
\купил в магазине в Тромсе\ , плетеная леска – из магазина Бильтэма
(200 метров, 0,30мм) – пилькеры от 90 до 250 гр.
Поводки я делал из монолески \не очень жесткой\ 1,2 мм – 1,5 мм,
длинной 1,5 метра, с двумя петлями на концах \никаких застежек и
карабинов\, на поводке \примерно в метре от одного конца я вязал из
этого же поводка петельку вбок, продевал эту петельку в ушко крючка
(Owner SSW cutting point 7 -8 кат No. 5111) и одевал силиконового кальмарчика по размеру \яркой или черной окраски\. На крючок можно подсаживать креветку или кусок рыбы, если рыба ловится хорошо можно ивообще не подсаживать ничего!
Поводки специально стал делать толще и крепче, так как у друга поводок
0,8 мм откусила здоровая зубатка. Да и об дно и зубы трески леска тоже
царапается, к каждой рыбалке я обычно вязал поводки заново!
Глубина ловли с катера или моторной лодки от 50 до 80 метров,
желательно неровное дно…
Много трески я поймал \от 5 до 20 кг\ на глубине от 50 до 80 метров,
как со дна так и в нескольких метрах ото дна…
Обычно большую часть рыбы я отпускал, старался брать лучше несколько
крупных рыб \проще разделать, снять филе\.
Спасибо за отличный рассказ. С удовольствием прочитал особенности рыбалки в северных водах. Думал все это мероприятие гораздо дороже.( спасибо Велходу-Николаю за наводку)
Михаил. Самара
Михаил, спасибо за отзыв, посмотрите и другие отчеты здесь http://www.benedicta.ru/?page_id=4465